Главная   →   О машинах   →   ГАЗ 14 (Чайка)

ГАЗ 14 (Чайка)




Явная ориентация создателей «Чайки» ГАЗ-13 на переменчивую американскую автомобильную моду середины 1950-х годов сделала её дизайн очень быстро устаревающим. Уже в 1957—1958 модельных годах созданные в рамках того же направления кузова в США были сняты с производства и заменены более сложно и экстравагантно оформленными. В начале же 1960-х по всему миру произошёл ещё более резкий переход к принципиально новому стилю, более строгому и угловатому, вроде того, что впоследствии был использован создателями «Волги» ГАЗ-24.

В результате уже к началу шестидесятых, казалось бы, только что запущенная в производство «Чайка» на фоне большинства иностранных образцов внешне воспринималась устарело. Тем более что разработанная в 1961 году модернизированная версия, оформленная в духе более современных американских автомобилей 1957—1959 модельных годов, в серию так и не пошла. Особенно заметно это становилось на фоне автомобиля более высокого класса ЗиЛ-111, внешность которого была обновлена в 1963 году и более-менее вписывалась в стилистические тенденции начала 60-х.

Начало работы над проектом нового автомобиля большого класса на ГАЗе относится ко второй половине десятилетия, с 1967 года.

В 1968 году уже существовал полноразмерный макет будущей «Чайки» второго поколения, внешность которого явно восходила к некоему обобщённому образу высококлассного американского автомобиля тех лет, при этом не копируя напрямую какую-либо определённую модель или их группу. Проект был утверждён макетной комиссией в 1969 году, после чего приступили к изготовлению прототипов.

К сожалению, в силу целого ряда причин путь новой модели к производству был очень долгим.

Первая серия прототипов была построена на основе шасси ГАЗ-13 (дизайнер — Лев Еремеев). Однако создателей автомобиля не удовлетворили их эстетические и технические качества. Сочетание низкой линии крыши и вынужденно высокого из-за габаритов двигателя капота нарушало визуальные пропорции, а понизившиеся вместе с крышей сидения требовали удлинения колёсной базы для сохранения необходимого пространства для ног пассажиров. Требовались более серьёзные изменения компоновки.

В 1971 году был построен ходовой прототип второй серии. Он уже имел изменённое шасси с увеличенной на 200 мм колёсной базой и более низкий двигатель. Внешний облик автомобиля создавал Станислав Волков, выпускник художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, впоследствии работавший над дизайном семейства «ГАЗель».

Впоследствии, вплоть до середины 1970-х годов, было построено ещё несколько прототипов. Они имели различные варианты оформления, постепенно приближаясь к тому, которое было впоследствии выбрано для серийной модели.

В 1975 году предсерийные экземпляры прошли испытания в самых разнообразных дорожных условиях, в том числе и экстремальных, на дорогах Крыма и Кавказа, а в следующем, 1976 году, после устранения выявленных недостатков, по тому же маршруту проходили уже государственные приёмочные испытания, в результате которых автомобиль окончательно был рекомендован к производству.

В 1977 году была выпущена первая промышленная партия, но самую первую машину вишнёвого цвета собрали в качестве «трудового подарка» ещё в конце 1976, по случаю дня рождения Л. И. Брежнева (отмечался 19 декабря).

Таким образом, между началом работ по новой «Чайке» и стартом её серийного производства прошло более десяти лет.

Тем не менее, даже на момент начала своего выпуска автомобиль выглядел в рамках своего стилистического направления вполне современным, чем он был обязан затяжному кризису американского автопрома 1970-х годов, когда обновление модельных рядов замедлилось во много раз, а развитие дизайна вообще практически остановилось.

Более того, в США приблизительно сравнимые по классу с «Чайкой» рамные «полноразмерные» автомобили выпускались в имевших аналогичное оформление кузовах до конца восьмидесятых — середины девяностых годов, в частности: «Кадиллак Флитвуд» и «Кадиллак Брогэм» — до 1992, «Линкольн Таункар» — до 1989, «Олдсмобиль 88» — до 1985, «Шевроле Каприс» — до 1990, «Форд ЛТД Краун Виктория» и «Меркурий Гранд Маркис» — до 1991. Впоследствии большинство из упомянутых выше моделей были подвергнуты рестайлингу, заключавшемуся преимущественно в замене кузова на более современный и аэродинамичный, и выпускались: компанией «Дженерал Моторс» — до второй половины девяностых годов, «Форд Мотор» — производятся до настоящего времени, хотя и в значительно модернизированном виде.


Поговорим об ретроавто...

Как бы многие люди не отрицали факт того, что не верят в глупые приметы, все же каждый в глубине души признает, что несколько остерегается их исполнения. У водителей автомобилей есть свои приметы, и мало кто отважится от них отмахнуться.

Все начинается с того момента, как человек приобрел в свое пользование автомобиль. Если вы предпочли купить поддержанный автомобиль, то выясните, кем был ее прежний владелец. Вам повезло, если ли бывший хозяин приобретенной вами машины, состоялся как человек успешный и солидный. В этом случае повторить вам его судьбу. Автоводители не раз замечали, что если приобретали машины у людей со средним достатком, то после этого, и в их жизни все было стабильно, без изменений в лучшую сторону в отношении финансов. Согласитесь с тем, что если вы проверите предыдущего владельца машины, то хотя бы избежите покупки угнанного автомобиля.

Также водители утверждают, что любой автомобиль имеет свою судьбу или карму. Если, хотя бы однажды, машина попадала в ДТП, то быть таким неприятностям и дальше. Автомобиль часто ломался – новому владельцу, вряд ли удастся избежать неполадок.

Сам процесс продажи и покупки автомобиля также имеет существенное значение. Нельзя договариваться в салоне автомобиля с кем-либо о продаже этой же машины. Случаются даже такие курьезы, что когда потенциальный будущий автовладелец садится за руль еще не приобретенного им авто, машина ломается в самый ответственный момент. Поэтому для того, чтобы ваша новая шкода йети не капризничала, а была вам опорой в любое внедорожье, позаботьтесь о том, чтобы не обидеть ее невзначай своим поведением. Считается, что нельзя снимать на видео или фотоаппарат свой автомобиль при его продаже. Почему, так и осталось для нас неизвестным, но как тогда относится к тому, что крупнейшие автосалоны мира публикуют в журналах фотографии и рекламируют по телевидению свои модели машин? Здесь каждый сам решит, как ему относится к этому риторическому вопросу.

В копилке автовладельцев также есть приметы, связанные с цветом машины. В странах Англии и США избегают покупок машины зеленого цвета, так как статистика показала, что автомобили именно этого цвета, чаще всего, попадают в разные ДТП и аварии.

После того, как вы наконец-то приобрели автомобиль, это дело стоит как следует отпраздновать. Данный момент варьируется от возможностей и желаний счастливого автовладельца: смочите ли вы край своего водительского удостоверения в стакане с водкой или выпьете ее столько, сколько помещается в стакане по высоте водительских прав, главное, осуществить этот обряд. Есть и такие граждане, которые в состоянии эйфории поливают колеса новой машины мартини, шампанским и прочими напитками, которые могут осилить ваши финансовые возможности.

И еще, как только вы сели за руль нового автомобиля, остерегайтесь того, чтобы в первые два месяца попасть в аварию, что придаст ей карму несчастливой машины, и будет вам счастье!